Надежда Большакова (1957-2021) – саамская писательница, сказочница, хранительница музея саамской поэтессы Октябрины Вороновой в п.Ревда Мурманской области. В 1997 году она написала первый роман в саамской литературе «Алхалалалай». Это и роман-путешествие, так как вслед за героями мы оказываемся в далеком 17 веке, то возвращаемся в наше время, перемещаемся в пространстве, совершая путешествие с Кольского полуострова на Камчатку. Это и социально-политический роман, так как в нем остро ставится проблема коренных народов и современной жизни, и как любовный, ведь в центре повествования – судьбы героев, которых автор проводит через испытания любовью. Роман можно определить и как этнографический из-за большого этнографического материала, представленного в нем. В то же время – это роман-луввьт, роман-йойка, роман-гимн о любви к жизни, к своему народу, к мужчине, женщине, матери, Родине…
А началось все с того, что в 1997 году Надежда Большакова услышала об удивительном празднике ительменского народа, живущего на Камчатке – древнем Алхалалалайе, восстановленном участниками ительменского ансамбля «Эльвель» в 1987 году. Праздник заинтересовал автора еще и потому, что перекликался неким образом с древним тайным праздником саамов Иманием оленей. В сентябре, когда основные заготовки на зиму уже сделаны, у ительменов приходит время поблагодарить бога Хантая за рыбу в камчатских реках и добрых лесных духов за грибы и ягоды. Для добрых духов лучшая благодарность – это веселье и радость, уныние радует только злых духов. Для злых духов припасены страшные маски, на них кричат и рычат так громко, что они с перепугу все убегают в лес. Звуки бубна очищают все пространство вокруг, все собравшиеся проходят под аркой из березовых веточек, тоже символизирующих очищение. Бог Хантай – бог рыба, но он дает удачу не только в рыбалке, но и в охоте. На поляне устанавливают его символическое изображение, к которому приносят дары в знак благодарности и надежде на его благосклонность. Благосклонность можно получить, если хорошо веселиться. Поляна поет и танцует. Кульминация – праздника – танцевальный марафон. С вечера до утра более 16 часов подряд длится зажигательный ительменский танец, по правилам можно останавливаться только на 3 минуты в час. К утру остаются самые стойкие.
Рассказы о Камчатке и ительменах вдохновили автора сначала на изучение этнографии и мифологии этого народа по книгам, а затем и на написание романа. В сюжете параллельно раскрывается сразу несколько судеб представителей саамского и ительменского народов, их постижение любви, обретение простого человеческого счастья. Показано два времени начало 17 века и конец 20. Но это роман не только о любви героев, он и о судьбах этих народов, их верованиях, мифологии, этнографии, да и самой жизни. И несмотря на отдаленность проживания ительменов и саамов – Камчатка и Кольский полуостров, — они во многом оказались очень похожими. В июле 2000 года Надежда Большакова познакомилась с участниками ительменского хореографического ансамбля «Эльвель» в Норвегии на празднике Ридду-Ридду, где ительмены до глубины души покорили ее своим истинны искусством.
В романе три сюжетных лини: Варван и нуэйта (саамский шаман, колдун) Белый День в 17 веке, Екатерины и Сузвая, Насти и Лахэна в наше время. Главные герои – Настя и Лахэн, женщина саами и мужчина ительмен, которые полюбили друг друга вопреки всем условностям, преградам и расстояниям. Временными рамкам повествования являются древний Алхалалалай у ительменов. Пространственными – Европейский север России и Камчатка. Ожидание праздника – ведущий мотив в романе.
А начинается роман с ожидания священного саамского праздника. Самой главной тайной – частью праздника был обряд обновления крови: одетые и обутые в шкуры люди – мужчины и женщины – словно сливались с матерью-природой, взяв на себя образы оленей: женщины – важенок, мужчины – хирвасов (оленей производителей). Во время священного танца мужчин-хирвасов вокруг большого огня в круг танцующих вбегала женщина-важенка, за которую происходила жестокая, до первой крови, борьба соперников. Зачатый в эту пору ребенок считался священным.
Мотив продолжения рода является еще одним мотивом романа: о ребенке мечтает Варван, нуэйт Белый день и Лахэн, счастье материнства дано испытать Екатерине. Любовь – самая великая тайна Бога. Мифы и легенды саамов и ительменов, большая часть которых рассказывает о любви, придают роману этнический колорит. Роман «Алхалалалай» — первое крупное произведение в саамской литературе.